Главная » 2013 » Июль » 7 » Блез Паскаль
17:48
Блез Паскаль
Блез ПаскальВ истории Церкви, равно как и в истории науки, есть люди, выделяющиеся среди прочих как своими достижениями, так и влиянием на свою эпоху, тем следом, который остается неизгладимым на протяжении веков. К числу подобных личностей относится французский физик, математик, философ и просто христианин Блез Паскаль. Жизнь его, уместившись в сорок лет XVII века, была ярким факелом, озарившим духовную тьму того времени

Рано обнаружившиеся интеллектуальные способности очень быстро вознесли юного Блеза на пьедестал славы. Важные открытия в области математики, химии и физики сделали ему имя и открыли перед ним двери лучших домов Франции. Имя Блеза Паскаля стало ассоциироваться с самыми точными достижениями человеческого разума. При этом в душе и разуме ученого снова и снова звучали вопросы о смысле и назначении человеческой жизни. Эту внутреннюю борьбу начинают замечать и окружающие. Паскаль практически забывает о математике, почти не покидает храма и не расстается с Евангелием. 

"Если я не знаю основ нравственности, - писал он, - то наука об окружающем мире не принесет мне утешения в тяжкие минуты жизни. А вот основы нравственности утешат и при незнании науки о предметах внешнего мира". 

Паскаль совершенно справедливо начинает расставлять приоритеты своих исследований и размышлений. Наука не уходит на задний план его исследований, но рассматривается в новом, редком для тогдашней ученой элиты ракурсе: "Люди не могут знать и понимать всего того, что делается на свете, и потому суждения их о многих вещах неверны. Неведение человека бывает двоякое: одно неведение есть чистое, природное неведение, в котором люди рождаются; другое неведение, так сказать, неведение истинно мудрого. Когда человек изучит все науки и узнает все то, что люди знали и знают, то он увидит, что эти знания, все вместе взятые, так ничтожны, что по ним нет возможности действительно понять мир Божий, и он убедится в том, что ученые люди в сущности все так же ничего не знают, как и простые, неученые". 

Переломным в жизни великого ученого считается событие ноября 1654 года, когда он запишет на листе пергамента: "Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, но не Бог философов и ученых. Уверенность. Уверенность. Чувства, Радость, Мир. Бог Иисуса Христа, Твой Бог будет моим Богом. Забвение мира и всего, кроме Бога. Обрести Его можно только на путях, указанных в Евангелии. Величие души человеческой. Отец праведный, мир не познал Тебя, но я Тебя познал. Радость, Радость, Радость, слезы радости. Я разлучился с Ним. Оставили Меня, источник воды живой. Бог мой, неужели Ты покинешь меня? Да не разлучусь с Ним вовеки. Это есть жизнь вечная, да познают они Тебя, единственно истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа.Иисус Христос. Я разлучился с Ним. Я бежал от Него, отрекся, распинал Его. Да не разлучусь с Ним никогда! Сохранить его можно только на путях, указанных в Евангелии. Отречение полное и сладостное". 

В январе 1655 года Паскаль покидает Париж с его "хищной устремленностью к внешним благам, успеху и наслаждениям" и уединяется в монастыре Пор-Рояль в 6 лье от столицы. Именно здесь, углубленный в молитву, изучение Слова и самого себя, Блез написал свои главные духовные произведения: "Мысли", "Письма к провинциалу", "Таинство Иисуса" и другие. 

Строго соблюдая все монашеские правила, он вставал в шесть утра, молился со всеми в храме, постился и бодрствовал, вопреки советам врачей. Чувствуя себя здоровее и радостней, чем когда-либо, Паскаль говорил, что "здоровье не только духовное, а и телесное зависит не от Гиппократа, а от Иисуса Христа". Великий ученый радовался, что ест из глиняной посуды деревянной ложкой, и утверждал, что она "для него драгоценнее золота", а также, что он "живет в монастыре, как царь". 

Некоторые исследователи пытались объяснить разительную перемену в мировоззрении Паскаля отклонениями в его психике. Но, исследуя как научные, так и литературные его труды после 1654 года, можно быть уверенным, что великий ученый никогда не "сходил с ума", не терял рассудка и что выдающиеся мыслительные способности этого человека никогда не изменяли своему хозяину. Паскаль, по мнению его современника Николя, "оставался королем в королевстве умов", и его труды подтверждали ясность и удивительную логичность разума. 

В уединении монастыря Паскаль начал писать "Опыт о духе геометрии", где попытался выразить столь очевидное для него соединение веры и знания: "Если дела человеческие надо знать, чтобы любить, то дела Божьи, наоборот, надо любить, чтобы знать… Вот почему Бог изливает Свой свет в человеческий разум, только усмирив восстание воли в человеке небесной тишиной Своей, которая чарует его и привлекает к Себе". 

Событие, которое произошло с Маргаритой, племянницей ученого, произвело настоящий перелом в его жизни. Господь за один вечер исцелил эту девушку, которая умирала в соседнем монастыре от гнойной инфекции. Это событие было засвидетельствовано знаменитыми врачами и искуснейшими хирургами и оно буквально потрясло Блеза Паскаля, бывшего крестным отцом Маргариты. Под влиянием этого он даже изменяет свою печать, изобразив на ней небо и терновый венец со словами апостола Павла: "Знаю, в Кого уверовал". Эти слова удивительно точно характеризуют жизненное кредо великого ученого в его последние годы. 

Главное, что отличало Паскаля последних лет - это абсолютное безразличие к мирской славе и авторитету в научных кругах. Ученого больше заботит истина и ее провозглашение. Замечательные доводы, фразы, приведенные в "Мыслях", давно уже стали классикой: 

"Не только невозможно, но и бесполезно знать Бога без Иисуса Христа". 

"Есть только три разряда людей: одни обрели Бога и служат Ему; эти люди разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его; эти люди безумны и несчастны. Третьи не обрели, но ищут Его; эти люди разумны, но пока несчастны". 

"Последний шаг разума - это признание, что существует бесконечное множество вещей, которые находятся за его пределами. Разум слаб, если не доходит до осознания хотя бы этого". 

При всем том, что "Мысли" Паскаля давно уже стали классикой, нетрудно увидеть их христоцентризм. Паскаль не просто высказывает правильные библейские истины. Он направляет читателя к Тому, Кто является ответом на любую нужду: "Иисус Христос есть средоточие всего. Кто знает Его, тому ясны причины и значение всех вещей". И вот еще цитата: "Познание Бога без сознания вашей немощи производит гордость. Сознание же нашей немощи без сознания Иисуса Христа ведет к отчаянию. Но познание Иисуса Христа ограждает нас и от гордости и от отчаяния, ибо в Нем мы обретаем как сознание своей немощности, так и единственный путь к ее уврачеванию". 

Математический ум Паскаля формулировал доводы, которые представляются убедительными даже скептику. Размышляя о выборе веры или неверия, следования за Богом или отвержения Его, великий ученый сформулировал знаменитое "Пари Паскаля": "Бог есть или Бога нет. Но на которую сторону мы склонимся? На что вы будете ставить? Так как выбор сделать необходимо, то посмотрим, что представляет для вас меньше интереса: вы можете проиграть две вещи, истину и благо, и две вещи вам приходится ставить на карту, ваши разум и волю, ваше познание и ваше блаженство… Взвесим выигрыш и проигрыш, ставя на то, что Бог есть. Возьмем два случая: если выиграете, вы выиграете все; если проиграете, то не потеряете ничего. Поэтому, не колеблясь, ставьте на то, что Он есть. "Отлично, следует так поступить; но, может быть, я делаю слишком большую ставку?" Посмотрим. Так как случайности выигрыша и потери одинаковы, то если бы вам представлялась возможность выиграть только две жизни за одну, то и тогда рискнуть этою одною не было бы неразумно... Но есть вечная жизнь и вечное счастье. Поэтому было бы глупостью не поставить на карту конечное ради бесконечного, если б даже из бесконечного числа случайностей одна только была на вашей стороне, не говоря уже об игре при одинаковых шансах за и против. Выигрыш и риск здесь уравновешены. Везде, где дано бесконечное и нет бесконечно великого риска проигрыша против вероятности выигрыша, там нечего взвешивать, а нужно отдавать все. Таким образом, будучи принуждены играть, мы, желая сохранить свою жизнь, вместо того чтобы рискнуть ею ради выигрыша бесконечного - столь же возможного, как и проигрыш ничтожества, - доказываем, что действуем вопреки рассудку… Таким образом, наше предложение бесконечно сильно, когда рисковать приходится конечным в игре, где случайности выигрыша и проигрыша одинаковы, и выигрышем может быть бесконечное. 

Это доказывается само собою; и если люди способны понимать какие-нибудь истины, это одна из них. "Согласен и признаюсь в этом. Но нет ли возможности узнать оборотную сторону этой игры? "… Что вы этим теряете? Да и чего дурного можете вы опасаться от этого решения? Вы сделаетесь верным, честным, скромным, признательным, благодетельным, искренним, истинным другом. Действительно, вы отшатнетесь от заразительных удовольствий, славы, наслаждений; но разве вам нечем будет заменить их? Я говорю вам, что останетесь в выигрыше в этой жизни; с каждым вашим шагом по этому пути вам будет представляться выигрыш столь несомненным, а риск - таким ничтожным, что вы, наконец, убедитесь, что держали пари на нечто действительно несомненное, бесконечное, за которое ничем не поплатились… Если эта речь вам нравится и кажется сильной, знайте, что она написана человеком, который до и после нее становился на колена и молился бесконечному Существу, Которому он предается всецело, чтобы Он предал Себе и вас ради вашего блага и Его славы". 

В уединении Пор-Рояля великий мыслитель думал не только о настоящем. Он понимал, что жизнь и славу можно разделить с другими, а вот последний час придется встречать самому. Перед смертью Паскаль тратит все свое состояние на нуждающихся. Служит нищим и бедным, но ему все время кажется, что он еще мало отдает людям. Проходя через физическую боль и одиночество, великий ученый, по-видимому, укреплялся личным откровением, которое сам запечатлел в одном из своих последних произведений: "Утешься! Я думал о тебе в предсмертном борении, за тебя Я пролил кровь. Неужели ты хочешь, чтобы Я всегда проливал свою кровь, а ты не пролил и слез? Врачи тебя не исцелят, и ты все-таки умрешь под конец. Но Я исцеляю и делаю тело бессмертным. Терпи цепи и телесное рабство, пока Я освобождаю тебя лишь от духовного рабства. Я тебе более друг, чем кто-либо другой. Ибо Я сделал для тебя больше их: они не вытерпели бы того, что Я вытерпел за тебя, и не умерли за тебя во время твоей неверности и жестокости, как Я это сделал, готов делать и делаю...". 

Последние несколько месяцев обессиленный болезнью Паскаль уже не может ни читать, ни писать, ни ходить. За день до смерти он попросил преподать ему причастие, которое с кротостью принял. Последними словами этого человека были: "Да не покинет меня Бог никогда!" 

Один из современных западных исследователей творчества Блеза Паскаля, оценивая вклад французского мыслителя в мировую историю, писал: "На свете великое множество тех, кто любит Паскаля. Но кто любит Декарта? Или кто любит Канта?" 

Возможно, секрет этого находится в содержании и направленности его творчества. Читая сочинения Паскаля, понимаешь, что он "знал, в Кого уверовал" и пытался передать это тысячам современников. Но путь и способ, которым он это делал, не был традиционным для мыслителей того времени. Это был путь не от разума к разуму, а скорее от сердца к сердцу. Ведь сам "король королевства умов" однажды вынужден был признать: "У сердца есть свои доводы, о которых разум ничего не знает". И именно из него, из сердца, по словам Творца Вселенной, текут источники жизни.



Глава из книги Александра Шульги
"Светила на тверди небес".
Просмотров: 1705 | Добавил: dfg1112 | Теги: Блез Паскаль | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: