17:23 РОЖДЕНИЕ ХРИСТА: ПРИХОД НА ЗЕМЛЮ, «Иисус, которого я не знал» | |
Всевышний пребывал на небесах в пурпурных одеяниях зари. Но вот Он обратился в тихий свет и незаметно в этот мир сошел. Джордж Херберт В этом году, разбирая кипу рождественских открыток, я вдруг заметил, как оброс символами этот праздник. Чаще всего на открытках пейзажи: заснеженные городки Новой Англии, на переднем плане обычно лошадиная упряжка. Во множестве встречаются звери: не только традиционные олени, но и бурундуки, еноты и очаровательные мышата. А на одной открытке мне попался громадный лев, нежно прижимающий к груди ягненка. В последнее время в моде снова ангелы. Без них теперь никуда. Правда, рисуют их почему-то робкими су ществами — таким ни к чему говорить человеку: «Не бойся!». Открытки с библейскими сюжетами (таких мало) представляют в основном Святое Семейство. Тут с первого взгляда становится ясно: эти люди не такие, как мы с вами. От них веет покоем и безмятежностью. Над головами наподобие корон сверкают золотые нимбы. Разворачиваешь эти открытки и видишь невероятно теплые слова: «любовь», «радость», «счастье», «дружба». Мне кажется, очень хорошо, что этот праздник для нас стал семейным. И все же, когда я читаю евангельскую историю о том, самом первом Рождестве, я слышу совсем иные мелодии, и светлые образы куда-то уходят. Мне запомнилось, как в одной телепередаче женщина-христианка спорила со своим мужем-евреем по поводу праздников. — Надоел ты мне со своей Ханукой, - говорила она. — Какой это праздник? Ты что, правда веришь, что кучка иудеев выстояла против целой армии, потому что у них в светильнике не иссякало масло? Тут ее муж взорвался: — А твоя история с Рождеством разве похожа на правду? Ангел явился девочке-подростку, она непонятно как забеременела, отправилась в Вифлеем и там ночью в сарае родила ребенка, который оказался Спасителем мира! Подобное недоверие мы видим и в Евангелиях. Мария и Иосиф сталкиваются с насмешками и презрением соседей и родственников, которые думают, как этот мужчина («Разве это похоже на правду?»). Даже те, кто верит в происшедшее, ждут больших бед: старик Захария молится за спасение «от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас» (Луки 1:71), Симеон предупреждает Марию: «Тебе Самой оружие пройдет душу» (Луки 2:35), Мария произносит благодарственный гимн, где говорит о свергнутых с престолов правителях и поверженных гордецах. Что бы там ни рисовали на открытках, Рождество вовсе не превратило наш мир в царство любви. Наверное, именно это я чувствую, когда вокруг гремит праздник, а я откладываю в сторону разноцветные открытки и беру Евангелие. Художники, не скупясь на золотую краску, рисуют Святое Семейство. Благовещение изображают обычно так: Мария умиротворенно, с радостью слушает ангела. Однако Лука эту историю рассказывает иначе. Выслушав ангела, Мария «смутилась от слов его». Ангел говорит ейо Сыне Всевышнего, Царству Которого не будет конца, а девушка задает ему совсем земной вопрос: «Как это будет, когда я мужа не знаю?» Однажды в церкви в Чикаго мы слушали исповедь молодой незамужней женщины по имени Синтия. Набравшись храбрости, она покаялась в грехе, о котором мы все и так уже знали: каждое воскресенье ее сынишка-непоседа носился по церкви. Синтия растила его в одиночку, отец ребенка бросил девушку еще беременной. Она не была большой грешницей, просто поддалась страстному порыву. Но грех ее не остался тайным, и результат этого порыва было не скрыть, как невозможно было скрыть выпирающий живот. А потом родился ребенок, который навсегда изменил ее жизнь. И разве удивительно, что юная Мария так испугалась: вот что ждало ее, только без страстного порыва. Каждый год в Соединенных Штатах около миллиона несовершеннолетних девочек беременеют без мужа. В первом веке нашей эры на это смотрели гораздо строже, чем теперь, так что весть, которую принес ангел, с этой точки зрения, не была особенно доброй. Ведь по закону забеременевшую вне брака женщину обвиняли в прелюбодеянии и забивали камнями. У Матфея мы читаем, что Иосиф, узнав о беременности своей нареченной, великодушно решает не поднимать скандала и отпустить ее. Однако ангел рассеивает его сомнения. Лука рассказывает нам, как Мария спешит к единственному человеку, который, наверное, способен ее понять, — своей родственнице Елизавете. Немолодая уже Елизавета чудом забеременела, и весть о беременности ей также принес ангел. Елизавета поверила Марии и радуется вместе с ней. И все же в положении этих двух женщин есть существенная разница: вся округа поздравляет Елизавету, а Марии приходится скрывать чудо, как позор. Вскоре на свет в окружении мамок и нянек появился Иоанн Креститель. Родственники и соседи ликуют. Звучат гимны, ведь родился мальчик. А через шесть месяцев разрешилась от бремени Мария. Иисус родился вдали от дома, и не было рядом ни заботливых повитух, ни многочисленных родственников. Шла перепись населения. Однако Иосиф мог бы отправиться в Вифлеем один, этого было достаточно. Так для чего же он взял с собой беременную жену? Не потому ли, что не хотел оставлять ее дома одну среди шепчущихся соседей? К.С. Льюис так писал о божественном замысле: «А потом это становится все меньше и меньше, пока в конце концов не превращается в точку, крошечную, как острие копья, — еврейская девушка на молитве». Когда я читаю историю Рождества, я трепещу при мысли, что судьбы мира зависели от деревенских юноши и девушки. Сколько раз вспоминала Мария слова ангела, чувствуя, как Сын Божий толкается внутри. А Иосиф сколько всего передумал за эти месяцы под шепоток соседей, которые уж, конечно, заметили, как округлилась его невеста: «Это и правда был ангел? А может, просто сон?» Мы ничего не знаем о дедушке и бабушке Иисуса. Как они восприняли эту беременность? В современных семьях такие вести обычно вызывают взрыв гнева, за ним следует холодное молчание. Лед тает лишь тогда, когда на свет появляется младенец с блестящими глазенками. Тогда было так же? А может, дедушка с бабушкой предложили взять ребенка к себе в дом на воспитание? Тягостные объяснения, боязнь позора — Сын Божий появился на свет при самых унизительных обстоятельствах. Уж в фаворитизме Господа никак не обвинишь. Поразительно вот что: став человеком, Он играет по правилам, суровым правилам — люди в маленьких городках жестоки к мальчикам с сомнительной родословной. В наши дни, когда любой центр планирования семьи предложит вам простой способ исправить «ошибку» и спасти доброе имя, по словам Малькольма Магериджа, «сомнительно, что Христу вообще дали бы родиться. Девушку, которая забеременела при странных обстоятельствах неизвестно от кого, непременно направили бы на аборт. А расскажи она, что зачала от Духа Святого, ее к тому же поставили бы на учет у психиатра, и беременность пришлось бы прервать в обязательном порядке. Так что наше общество, которому Спаситель нужен, пожалуй, как никакому другому, просто не позволит Ему родиться. Мы слишком гуманны». Однако девушка Мария, чья беременность не была запланированной, вела себя иначе. Она выслушала ангела, все взвесила и ответила просто: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Луки 1:38). Часто служение Богу несет с собой и радость, и боль. Мария соглашается и на то и на другое. Она первая приняла Христа, как Он Сам хотел, чтоб Его принимали, - не думая о себе.
Существует еще один взгляд на Рождество, который не отображен ни на одной открытке. Наверное, ни одному художнику, не удалось бы запечатлеть такое. Глава 12 Апокалипсиса рассказывает нам о том, как Рождество выглядело, скажем, из Туманности Андромеды, Рождество, каким его увидели ангелы. В этом изложении история в корне отличается от евангельской. В Откровении нет ни слова ни о пастухах, ни о царе-детоубийце. Оно повествует о борьбе небесного воинства с драконом. Женщина, облаченная в солнце, с венцом из двенадцати звезд на голове рожает в муках и кричит от боли. Внезапно появляется огромный красный дракон, хвостом сметая с небосклона на землю третью часть звезд. Он жадно склоняется над женщиной, готовый пожрать младенца, которого онародит. Однако в последнюю минуту младенца уносят в безопасное место, женщина бежит в пустыню, и начинается вселенская война. Апокалипсис — книга непростая. Читатель должен понять ее стиль, чтобы прочувствовать описанное до конца. На земле и в небесах одновременно разворачиваются две истории. Апокалипсис объединил их. С земной точки зрения, на свет появился Младенец, царь узнал об этом и начал охоту. С небесной — началось Великое вторжение, отважный предводитель добрыхсил проник на вражескую территорию. Джон Мильтон отобразил эту точку зрения в поэмах «Потерянный рай» и «Обретенный рай». В центре внимания здесь небеса и ад, а земля — лишь место битвы. Современный автор Д.Б. Филлипс пишет о том же, только в более прозаичной форме, и в это Рождество я обратился к его книге, чтобы взглянуть на всю историю с другой позиции. В романе Филлипса умудренный опытом ангел знакомит молодого с красотами Вселенной. Они летят сквозь необъятные просторы космоса, наблюдая за вращением галактик и блеском светил, пока наконец не оказываются в знакомой нам Галактике, состоящей из пятисот миллиардов звезд. Они подлетели к звезде, которую мы называем Солнцем, и старший ангел указал на маленькую планету, медленно вращающуюся вокруг светила среди других. Планета эта показалась младшему ангелу грязным теннисным мячиком — никакого сравнения с величественными картинами, которые они видели до сих пор. — Обрати на нее внимание, — сказал старший ангел. — Заштатная грязноватая планетка, — отвечал младший ангел. — Ничего особенного. Читая эту книгу, я вспоминал, как описывали нашу планету астронавты с Аполлона: «Такая круглая, красивая и маленькая», висящий среди пустоты шарик, раскрашенный в голубое, зеленое и коричневое. Джим Ловелл уже позднее рассказывал: «Небесное тело, такое же, как другие. Раза в четыре больше Луны. Но там были все наши надежды, вся жизнь, все, что экипаж«Аполлона-8» знал и любил. Ничего прекраснее в космосе я не видел». Так смотрел на Землю человек. Однако на маленького ангела Земля не произвела особого впечатления. Он своим ушам не поверил, когда старший ангел сказал ему, что эта заштатная грязноватая планетка и есть та знаменитая «Планета, которую посетили». — Да неужели наш Великий Царевич спустился на этот шарик? Но для чего?! — Маленький ангел скривился от отвращения: — Не может быть, - произнес он, — чтобы Он опустился до такого! Не может быть, чтобы Он стал одним из этих жалких созданий, цепляющихся за свою планетку! — Может. И вряд ли Ему понравилось бы, что ты говоришь о них так. Как ни странно, Он любит их и сошел к ним, чтобы поднять их до Себя. Маленький ангел смутился. Все это казалось ему немыслимым. Иногда это и мне кажется немыслимым. И тем не менее, это ключ к пониманию Рождества, пробный камень моей веры. Я христианин и верю, что существуют два параллельных мира. В одном есть холмы и озера, цари и пастухи, которые стерегут свои стада в ночи. В другом есть ангелы и силы зла, есть ад, а где-то есть то место, которое мы называем раем. Однажды ночью среди холода и тьмы на Вифлеемских холмах эти два мира пересеклись. Бог, для Которого нет ни вчера, ни завтра, родился во времени и пространстве. Бог, для Которого нет границ, заключил Себя в человеческое тело, облекся в смертную плоть. Христос «есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари, — напишет позднее апостол. — Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Колоссянам 1:15, 17). Однако свидетели Рождества Христова ничего этого не видели. Перед ними был просто Младенец, пробующий силу Своих легких. Неужели эта история случилась на самом деле и Творец родился на нашей маленькой планете? Если так, то истории этой нет равных. Если так, можете не сомневаться: то, что происходит на Земле, этом «грязном теннисном мячике», волнует всю Вселенную. И ангелов, воспевших Рождество, слышали не только пастухи, но и целый мир.
Филипп Янси, «Иисус, которого я не знал» | |
|
Всего комментариев: 0 | |